Непридуманные истории
Сергей Килязов
Заметки миграционного консультанта
Нежеланные дети
«Я Вам в третий раз повторяю – не ко мне вопрос! Я сама, что ли, эти законы пишу?» – почти перешла на крик начальница отдела по временному проживанию, и, не дав Марии опомниться, вышла из-за стола и распахнула дверь из кабинета: «Следующий, войдите!»
Что ей теперь делать, Мария не знала. Прав был инспектор, скептически оценив её шансы получить здесь помощь. Пытаясь успокоиться после визита в управление миграционной службы, она бодро прошагала всю главную улицу, и подустав наконец, зашла в кофейню. Дел до вечера уже не было, неожиданно уютное кресло расслабило, и предательская жалость к себе тут же перемешалась с воспоминаниями…
* * *
Подготовка к переезду длилась долго и была обстоятельной.
Уехать в Россию навсегда Марии захотелось не сразу, не вдруг. Какая уж тут внезапность, когда в семье две дочурки-школьницы, а с их отцом она давно в разводе? Не раз и не два в последние годы они приезжали к сестре погостить и осмотреться. И сам столичный город был давно знакомым, ведь тут родилась она сама, и тут – так получилось, – родила обеих девчонок.
Родина манила всё сильнее, всё меньше хотелось остаться. Простому человеку трудно понять, почему в его привычную жизнь начинают неотвратимо стучаться новые обязанности, на качество жизни никак не влияющие… «Какой смысл, – недоумевала она, – в требовании выучить язык, на котором лет пятнадцать назад, приехав в город, стеснялись разговаривать даже коренные сельские?» А теперь даже в «жэке», при попытке уточнить содержание очередной справки, нередко вместо ответа можно было услышать: «Читайте, там всё написано. Надо знать язык страны, в которой живёшь». Но ведь сами разговаривают между собой на самом что ни на есть русском!.. «Да, быстро мы там стали гостями, причём ещё и незваными», – пробормотала Мария, вспоминая посещения этих «мини-слуг народа».
На предприятии, где работала, умело справляясь с оргтехникой и программами, Мария пользовалась уважением руководства. Досаждало, правда, что отчетность была на национальном языке, поэтому её расчёты на утверждение носили коллеги – вчерашние школьницы, свободно владеющие письменным родным. Ну и ладно, зато именно её компьютер был подключен к Интернету, что давало возможность читать российские миграционные и юридические форумы. Когда она в очередной раз поймала себя на этом «ну и ладно», то осознала вдруг, что теперь её мечты и планы вряд ли будут связаны со страной, где она проживала последние двадцать лет.
* * *
– Девушка, Вы готовы сделать заказ? – вернул ее в действительность официант. «Хм, девушка. Ну, ладно, на сегодня прощаю», – мысленно попыталась улыбнуться Мария. – Да, конечно.
* * *
«Интернет…», – вернулась в свое прошлое Мария.
Как ни странно, больше доверия было к сайтам, где всё было описано просто: въезд в Россию, уведомление о прибытии, и дальше, хоть сразу, – подготовка документов на временное проживание. Или в это просто хотелось верить?
Её бывший муж, например, оформил «на всякий случай» согласие на выезд в Россию детей, но необходимости в этом она так и не обнаружила. Это же подтвердила сестра, посетившая по её просьбе отделение миграционной службы перед самым их приездом. «Наличия доходов, документа на жильё, справки о судимости, – ничего сейчас предъявлять не надо, вот здорово! А если получить специальное разрешение, то можно сразу и на работу выйти: сестра уже договорилась с директором обо всём, работать будем вместе. За месяц – точно управлюсь с документами. Если нет – сестра материально поможет, обещала», – планировала Мария. Попадалось много обсуждений о квотах, но уж их-то это не пугало: ведь родившиеся в России – принимаются вне квот.
* * *
Почти сразу по приезду на родину, благо школьный год был позади, Мария с дочками занялись миграционными делами: посетили отделение ФМС, чтобы уточнить требования к оформлению документов, пообщались с народом, прошли медосмотр… Собеседники из очереди посочувствовали: мол, «упрощенная схема» приобретения гражданства заканчивается, вы не успеваете, но, однако, подтвердили, что начинать легализацию придётся именно с разрешения на временное проживание.
Очереди были, конечно, впечатляющие. Точнее, поражала скорость их движения: она стремилась к нулевой. Несколько дней Мария просто не успевала попасть на приём.
И вот, наконец, удалось…
– Заявление и документы в порядке, – похвалил инспектор. – А вот на старшую дочь нужно получать квоту, а с этим сейчас не очень, – середина года, квоты уже исчерпаны.
– То есть как квоту? – не поняла Мария. – Она же в России родилась, как и все мы. А свидетельство в ЗАГСе по месту рождения получить не успели по семейным обстоятельствам. Мне пришлось срочно выехать из России и по справке из роддома оформить его уже здесь. Но нас же везде уверяли, что это всё законно!
– Да, такое редко, но бывает, и я вижу, где родилась Ваша дочь. Но чтобы получить РВП вне квоты, – произнёс уже знакомую аббревиатуру инспектор и с ударением процитировал какой-то документ: «Лицу, родившемуся на территории Российской Федерации, требуется предоставить свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или Российской Федерации органом записи актов гражданского состояния».
– Но ведь в тексте самого закона этого требования нет, я бы обратила на него внимание.
– Кроме закона, есть ещё несколько нормативных актов, закон разъясняющих, и они для нас – так же обязательны к исполнению. Если не согласны, можете обратиться в областное управление за разъяснениями, но это, к сожалению, не нами придумано.
– А что же теперь с нашими документами?
– Документы на Вас и младшую дочь я приму, но сведения о старшей – из заявления вычёркиваю. На неё нужна квота, а их, повторяя, уже нет. Теперь – только с нового года будут. Подадите сначала ходатайство на квоту, а потом уже – к нам. Если, конечно, выделят, – как-то неуверенно добавил инспектор. Или ей это показалось?
* * *
«Ничего, что-нибудь придумаю», – Мария пыталась забыть свой недавний разговор с начальницей. Но вопросы только множились: а как же дочери быть со школой, как с поликлиникой, что делать с миграционной картой, дающей право пребывать в России только 90 дней?.. «Но ведь не может так быть, просто не должно», – непонятно к кому, обращалась она. «И не реветь!»
Но слёзы приказа не слушались.
Принесли счёт, кафе закрывалось.
------------------------------------------------------------------------------
Принимаются критика и советы. Включая субъективные.
Особенно буду счастлив получить новые миграционные "артефакты", ставшие непреодолимым препятствием в легализации, а так же прорехи в законодательстве. Они могут послужить основой наших следующих историй для журнала "Российская миграция" (как, например, этот реальный случай), главными адресатами которого являются лица, принимающие решения.
Ознакомиться с полной версией (без первой страницы обложки, пока) этого номера журнала "Российская миграция" Вы можете по ссылке: http://www.migration.su/documents/magazine/34-35.2009.pdf - 2,23 Мб
P.S. В заметке в печатной версии журнала по техническим причинам были допущены орфографические и смысловые ошибки, в ЖЖ-версии их (надеюсь) нет.